Об оказании органами внутренних дел содействия в осуществлении контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных на проведение избирательной кампании

Важным аспектом любой избирательной кампании является вопрос о финансировании. Финансирование выборов, согласно законам Российской Федерации, слагается из:

- финансового обеспечения подготовки и проведения выборов избирательными комиссиями за счет бюджетных средств;

- финансирования избирательной деятельности кандидатов и избирательных объединений, блоков за счет избирательных фондов, в которых наряду с бюджетными средствами основную долю составляет привлечение денежных средств иного происхождения.

Финансирование подготовки и проведения выборов производится за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета). Они выделяются избирательным комиссиям, которые по окончании избирательной кампании отчитываются о расходовании денежных средств перед представительным органом власти соответствующего уровня.

Финансирование избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений ведется из избирательных фондов, создаваемых ими для указанной цели. Поступление денежных средств в фонды кандидатов зависит от их умения привлечь избирателей, иные группы поддержки.

Порядок создания избирательных фондов и расходования средств фондов регламентирован статьями 58, 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Законом вводятся ограничения на финансовую поддержку кандидатов, избирательных объединений. Избирательный фонд представляет собой совокупность денежных средств, которые получают кандидаты и избирательные объединения в установленном законом порядке и направляют на ведение своих избирательных кампаний.

В соответствии со статьей 60 вышеуказанного Федерального закона для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, при избирательных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы.

В их состав входят члены избирательных комиссий и специалисты из числа руководителей и работников государственных органов, организаций и учреждений различных систем, в том числе МВД России.

Указанные органы, организации и учреждения (их территориальные подразделения) по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны откомандировать специалистов в распоряжение избирательных комиссий.

При этом в распоряжение ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации специалисты откомандировываются на срок не менее пяти месяцев, а в распоряжение иной комиссии (окружной, территориальной) – на срок не менее двух месяцев.

На срок работы в контрольно-ревизионных службах специалисты освобождаются от основной работы. За ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы.

При проведении выборов контрольно-ревизионная служба:

          - проверяет финансовые отчеты политических партий, их региональных отделений, создавших избирательные фонды;

          - организует проверку достоверности сведений о доходах и имуществе кандидатов, источниках этих доходов, о денежных вкладах и ценных бумагах, об имуществе кандидатов, находящемся за пределами территории Российской Федерации;

          - контролирует соблюдение установленного порядка финансирования политическими партиями, их региональными отделениями предвыборной агитации, осуществление иных мероприятий, связанных с выборами;

          - обращается в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, а также к гражданам по вопросам, относящимся к ведению контрольно-ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы по финансовому обеспечению выборов. Выполняет иные, установленные положением о контрольно-ревизионной службе, функции.

Органы внутренних дел по обращениям контрольно-ревизионной службы также организуют проверку фактов изготовления подложных и незаконных предвыборных агитационных материалов.

Основными задачами ОВД в вопросах финансирования выборов являются:

- оказание помощи избирательным комиссиям в осуществлении контроля за целевым расходом денежных средств, выделенных из федерального бюджета на проведение выборов;

- информирование избирательных комиссий об источниках поступления и использования денежных средств из избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений;

- установление каналов незаконного финансирования предвыборной кампании кандидатов,

- предоставление, не позднее чем через месяц со дня официального опубликования, решения о назначении выборов специалистов в распоряжение соответствующей избирательной комиссии на установленный законом срок;

- оказание экспертной помощи избирательным комиссиям в проведении проверок, подготовке заключений и экспертных оценок.

 УЭБиПК УМВД России по Липецкой области

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России