Чем регламентируется необходимость осуществления круглосуточной охраны комнат хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами подразделениями вневедомственной охраны?

Согласно статье 4 Федерального закона от 13.12.1996 № 150 – ФЗ «Об оружии» предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами).

Часть третья статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», регулируя вопросы оказания услуг в данной сфере, закрепляет, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя предусмотренные приведенной нормой Федерального закона полномочия, издало постановление от 14 августа 1992 г. № 587. В приложении № 1 к указанному постановлению (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 886) приведен перечень объектов, подлежащих государственной охране (далее - Перечень от 14 августа 1992 г.).

В соответствии с пунктом 10 Перечня от 14 августа 1992 г. к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 1629-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 2324-р) утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией (далее - Перечень от 10 декабря 2013 г.), согласно пункту 7 которого комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии), иных юридических лиц с особыми уставными задачами, участков инкассации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и на объектах, подведомственных Минприроды России, включены в этот Перечень.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что основными направлениями деятельности полиции являются: контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе (пункты 8, 9, 10 части 1 статьи 2); и возлагает на полицию обязанность охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (пункт 25 части 1 статьи 12).

Приведенные законоположения закрепляют содержание полномочий Правительства Российской Федерации, определяют полицию в качестве субъекта, обязанного осуществлять охрану перечисленных в нем объектов, в том числе указанных в пункте 7 данного Перечня - комнат хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами, и в связи с этим полностью соответствуют приведенным нормам Федерального закона «О полиции».

При этом данный Федеральный закон, а также принятый в соответствии с ним Перечень от 2 ноября 2009 г. не содержат определение понятия "охрана".

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», раскрывая понятие «государственная охрана», применяемое в этом Законе, предусматривает, что государственная охрана - это деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер (абзац второй статьи 1)

Следовательно, полиция как субъект, обязанный охранять объекты, перечисленные в Перечне от 10 декабря 2013 г., осуществляет деятельность по обеспечению безопасности и защите этих объектов на основе совокупности различных мер, в том числе охранных.

Пункт 7 Перечня от 10 декабря 2013 г., определяя комнаты хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами в качестве объекта, подлежащего обязательной охране полицией, не содержит положений об условиях выполнения обязательных охранных мероприятий и не устанавливает режим охраны.

Согласно статье 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц; требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации (части пятая и шестая).

Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет безопасность продукции и связанных с ней процессов эксплуатации, хранения, перевозки (далее -безопасность) как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (абзац третий).

По смыслу приведенных норм, служебное оружие постоянно должно храниться в условиях, обеспечивающих состояние защищенности объекта от противоправных посягательств и отсутствия недопустимого риска причинения вреда.

С учетом этого Правительство Российской Федерации реализовало свои полномочия, предусмотренные вышеприведенными нормами Федерального закона «Об оружии», и закрепило в пункте 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814, положение о том, что хранение оружия и патронов к нему юридическими лицами осуществляется в соответствии с требованиями, установленными МВД России.

МВД России, в пределах полномочий, предоставленных указанным постановлением Правительства Российской Федерации, издало приказ от 12 апреля 1999 г. № 288 и утвердило Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, установив в ней требования по технической укрепленности мест хранения оружия и патронов.

Таким образом, императивные требования к условиям охраны комнат хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами, в том числе по их технической укрепленности, установлены не пунктом 7 Перечня от 10 декабря 2013 г., а вышеуказанными нормативными правовыми актами, положения которых реализуются полицией, в том числе и на основании договоров.

Из смысла указанных правовых норм следует, что оружие и патроны к нему должны храниться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в специально оборудованных для этих целей изолированных помещениях, оснащенных техническими средствами охраны. Комнаты хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами должны быть оборудованы средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны.

Действующее законодательство не предусматривает возможности осуществления охраны комнат по хранению оружия собственными силами и средствами юридических лиц, получивших разрешения на хранение или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.

Вывод: охрана комнаты по хранению оружия и патронов осуществляется вневедомственной охраной круглосуточно и обеспечение доступа работникам на охраняемый объект (прием, выдача оружия и боеприпасов и т.п.) не отменяет режим такой охраны.

Таким образом, мнение руководителей юридических лиц с особыми уставными задачами о том, что круглосуточная охрана комнаты хранения оружия не предусмотрена действующим законодательством нельзя признать состоятельными.

Данная позиция закреплена в решениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2011 № ВАС-8814/11, ВАС от 19.08.2013 № ВАС-10754/13, ФАС Центрального округа от 17.05.2011 № А14-8831/2010/231/31, ФАС Центрального округа от 10.04.2012 № А14-3989/2011, ФАС Центрального округа от 10.06.2013 по делу № А14-13600/2012 и т.д.

   Зам. начальника ОАДПР ФГКУ УВО УМВД России по Липецкой области

подполковник полиции В.Н. Романенко

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России